Гохуа (кит. - национальная живопись), китайская традиционная живопись водяными красками и тушью на шёлковых или бумажных свитках, веерах и т. д. (нередко с включением каллиграфических надписей).
Термин "гохуа" возник на рубеже XIX—XX вв. как противопоставление юхуа - "масляной (или сиянхуа -западной) живописи", отличающейся приёмами и методами исполнения, привнесёнными с запада. В произведениях гохуа, основанных на соединении живописных и графических начал, проявляются философская глубина и ёмкость чувств, поэтичность и тонкое понимание природы. Художники гохуа используют выработанные с древности, активизирующие ассоциативное мышление зрителя приёмы: обобщение наблюдений по зрительной памяти, повышенная роль нейтрального фона, создающая в сочетании с разомкнутой композицией ощущение неограниченного пространства. Стиль китайской живописи конца XIX, изпользующий водяные краски на шёлковых бумагах и сильно отличающийся от масла и акварели Художники гохуа: миссис Жао, Ванг Баою, Сан Квинг. Китайская традиционная живопись «гохуа» имеет многовековую историю, наделена яркой национальной самобытностью и своеобразием художественных форм. В 7-13 веках китайцы почитали живопись как важнейший из видов искусства. Живопись охватила многие явления жизни, в ней нашли отражения и пристальное внимание к природе, и зоркая наблюдательность к быту горожан. Живопись приблизилась к поэзии. Картина не мыслилась без стихотворной надписи. С 8 века китайские мастера наряду с минеральными красками стали применять богатую оттенками чёрную тушь. В 8 веке сложились и основные манеры письма: «гун-би» - прилежная кисть и «сё-и» - свободная, как-бы незавершённая живопись. Возникают основные жанры национальной живописи «горы и воды», «цветы и птицы», «растения и насекомые». Самой распространённой формой живописного произведения становится свиток – горизонтальный или вертикальный. В 10-11 веках, помимо свитков, возникают и маленькие композиции, которые служили для украшения ширм, вееров. Достигает расцвета жанр «цветы и птицы». В любую самую незначительную сценку художники стремились вложить глубокие поэтические чувства. Национальная китайская живопись гохуа развивается, и сегодня, появляются новые школы и направления, а художники, усваивая лучшее из старой живописи, создают оригинальные произведения. В живописи гохуа традиционно существует освященное вековой традицией деление на стили. К наиболее популярным стилям относятся “цветы и птицы”, “горы и воды”, изображения лошадей, а также изображения карпов, креветок, насекомых, бытовые сцены. Очень много в оценке картины зависит от личности художника: мастер, обладающий большой духовной силой, взращенной и отточенной за долгие годы занятий своим делом, способен воплотить часть своей силы в картину. И поэтому китайцы ценят в картине не только видимую, внешнюю красоту, но и красоту внутреннюю, силу и “энергию”.
邢诚爱艺术家-云峰画苑 Xing Chengai - носит псевдоним Фу Юань, родился он в 1960 году в городе Цанчжоу провинции Хэбэй. Любил рисовать с детства. Окончил школу изобразительных искусств в провинции Хэбэй, а после окончания школы учился в Центральной академии искусств и ремесел. В настоящее время он является членом Ассоциации китайских художников.